«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Педагогика».
Актуальность.
На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
В соответствии с мероприятиями муниципальной программы «Развитие кадрового потенциала работников бюджетной сферы «Ртищевского муниципального района Саратовской области на 2019-2020годы, по решению коллегии Управления общего образования Ртищевского муниципального района Саратовской области от 07.11.2019 г по вопросу «Система профориентации, предпрофильной подготовки – ключевой ресурс решения проблемы с кадрами», с целью формирования у дошкольников устойчивого интереса к педагогической деятельности, перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка по ранней профориентации по профессии педагог.
Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. В программе «От рождения до школы» трудовое воспитание рассматривается в разделах «Самообслуживание», «Самостоятельность», «Трудовое воспитание» и «Приобщение к культурным ценностям». Однако, при всей универсальности программы, в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, даётся довольно ограниченное представление о мире профессий, о профессиональной деятельности взрослых. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:
• создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
Кроме того проблема приобщения дошкольников к труду отражается и в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей . М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И.Бабаева и А.Г. Гогоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании.
В инновационном проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников по профессии педагог. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.
Изучение особенностей профессии - учитель будет через прием «погружение в профессию», посещение школы, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами, посещение уроков. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность, как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
Для реализации поставленных задач, привлечены социальные партнеры и с ними заключены договора сотрудничества. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с МОУ «Макаровская СОШ» дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.
Основная идея инновационного проекта:
Создание в дошкольном учреждении единого развивающего пространства для ознакомления детей с профессиями - воспитатель, учитель. Так как эти профессии являются актуальными для нашего села, района, области и страны в целом. Большая часть населения трудоустроены за приделами села, хотелось, чтобы молодые кадры возвращались на малую Родину. Для этого направлена сплоченная работа всего педагогического коллектива в деятельность по ранней профориентации. С этой целью создается мобильная РППС, удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации в ДОУ, начиная с детей 5-7 лет и в дальнейшем привлекая детей младшего дошкольного возраста.
Нормативно-правовое обеспечение
• Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Закон Саратовской области от 28 ноября 2013 года
№ 215-ЗСО «Об образовании в Саратовской области»;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13 от 15 мая 2013 г №26;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
• Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 22 «Солнышко» села Макарово Ртищевского района Саратовской области».
Цель: формирование ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессией педагог на основе проектной деятельности.
Задачи для педагогов:
• создать в группе необходимую РППС для реализации проекта;
• разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
• обобщить опыт педагогической работы по данному направлению с целью его использования педагогической и родительской общественностью;
• Организовать экскурсии в школу.
Задачи для детей:
• формировать у детей представления о профессиях воспитателя, учителя, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
• воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость профессии – педагог;
• научить детей изготавливать альбомы посредством совместной деятельности с взрослыми и сверстниками;
• формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
• стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей;
• обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии – учитель, воспитатель) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта.
Задачи для семей воспитанников:
• побуждать к активному участию в жизни ДОУ, к совместной деятельности с детьми;
• оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессии педагог.
Для социальных партнёров
1. Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей с педагогами МОУ « Макаровская СОШ»;
Объект — является процесс работы дошкольного учреждения по ранней профориентации.
Предметом — являются формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по ранней профориентации.
Гипотеза исследования:
Создание наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ является необходимым условием комплексной системы погружения ребенка в мир профессии и создает условия для более эффективного социально-коммуникативного развития ребенка.
Участники проекта:
1.воспитатели;
2.дошкольники 5-7 лет;
3.семьи воспитанников;
4.педагоги МОУ « Макаровская СОШ».
Длительность проекта:
Создание и оформление развивающей среды группы:
01.12.2019 г. – 31.05.2020г.
Реализация проекта: 01.12.2019 – 31.12.2020 г.
Обобщение педагогического опыта работы: 01.01.2021 – 31.05.2021 г.
Ожидаемый результат:
• сформированные представления старших дошкольников о профессии
(учителя, воспитателя);
• сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей в ДОУ;
• повышение педагогической грамотности семей воспитанников;
• повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ;
• обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап.
II. Этап практической реализации проекта.
III. Заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
На подготовительном этапе работы планируем изучить необходимый теоретический и практический материал по теме проекта, разработать План практической реализации проекта, провести родительское собрание старшей группы, с целью посвящения семей воспитанников в задачи проекта и выяснения их заинтересованности в его реализации, а так же создать необходимую РППС в групповой комнате.
«План мероприятий подготовительного этапа работы»:
Мероприятие сроки расходы результаты
1 Изучение педагогической и методической литературы по проблеме раннего профессионального ориентирования детей 5-7 лет
Ноябрь 2019г - Повышение уровня профессиональных знаний и умений.
2 Изучение методической литературы по созданию в групповом помещении РППС по ранней профориентации .
Декабрь 2019г.
- Повышение уровня профессиональных знаний и умений.
3 Проведение опроса среди детей старшей группы «Что значит трудиться?», «Что ты знаешь о профессии - учитель?», «Кем работают твои мама, папа?»
Январь - 2020г.
- Справка по итогам опроса о представлениях детей о профессиях учителя, воспитателя, социальной значимости труда.
4 Разработка Плана практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»
2 неделя января.
- План практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста».
5 Проведение родительского собрания с целью информирования и привлечения родителей к участию в проекте.
3 неделя января.
- Протокол родительского собрания
6 Приобретение оборудования и материалов, которые требуются для создания в групповом помещении предметно-развивающей зоны «Школа- детский сад» по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.
4 неделя января
500 руб. Изготовление и приобретение атрибутов для игры,
мобильные модули,
контейнеры для сюжетно-ролевых игр, альбомы по конкретной профессии – учитель, воспитатель)
7 Создание в групповом помещении предметно-развивающей зоны «Школа- детский сад» по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.
1 неделя февраля.
- Использование в игре, занятиях
Предметно-развивающая зона по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.
Согласно возрастным особенностям детей старше – подготовительной группы обозначена мобильная игровая зона «Школа» , где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.
Игровая зона представляет собой специально РППС с учётом специфики профессии - учитель и создаёт условия для игрового сюжета. Игровая зона предполагает расширить представления детей о профессии учителя, вызвать интерес к профессии, желание работать учителем.
II. ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
На данном этапе работы происходит реализация мероприятий проекта. А также проводится просветительская и консультативная работа с педагогами и семьями воспитанников по данному направлению.
Содержание образования и средства достижения цели.
Проект «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста» разделен на два блока:
I блок «Кто работает в детском саду»
II блок «Кто работает в школе».
Тематические блоки представляют собой взаимосвязанную цепочку, объединённую общей целью, результатом образовательной деятельности по блоку является серия альбомов о профессиях изданных детьми и взрослыми.
Работа над проектом осуществляется:
• во время организованной образовательной деятельности;
• в игровой деятельности, ходе режимных моментов;
• в самостоятельной деятельности.
I блок «Кто работает в детском саду?»
Блоки сроки подраздел цель Представление о труде
I блок
«Кто работает в детском саду»
Январь 2020 г
«Хорошо у нас в детском саду»
Формировать
представления детей
о сотрудниках
детского сада,
трудовых процессах, выполняемых
воспитателем,
младшим воспитателем,
заведующим…. Вызывать желание оказывать посильную помощь.
Воспитатель-планирует и
проводит организованную
образовательную деятельность,
осуществляет режимные моменты; младший воспитатель- помогает воспитателю в режимных моментах,
чистит ковер пылесосом, чистит раковины пастой, моет окна, дверь, полы,
приносит еду, моет посуду и тд.; заведующий -контролирует образовательный процесс, ведет документацию
Февраль 2020 г « Кто нас ласково встречает у порога в детский сад…» Формировать
представление
о трудовом процессе, выполняемом
воспитателем посредством игры. Воспитывать
уважение к труду воспитателя,
результатам их труда.
Воспитатель
должен быть всесторонне развитым, чтобы ответить на любой детский вопрос,
планирует и
проводит организованную
образовательную деятельность,
осуществляет режимные моменты,
ведет документацию
Результат работы - март
Изготовление совместно детский сад- воспитанники - семья –школа альбома «Кто работает в детском саду»
Этапы работы над блоком:
На первом этапе - создание проблемной ситуации в ходе экскурсии по детскому саду - «Кто эти люди, которые здесь работают?»
На втором этапе - изучение профессий детского сада, изготовление итогового продукта – альбом о профессиях в детском саду.
На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.
Четвёртый этап (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры по профессии «воспитатель».
II блок «Кто работает в школе»».
блоки сроки подраздел цель Представление о труде
II блок
«Кто работает в школе»
Апрель 2020 г «Профессия -учитель»
Формировать представление детей о профессии учитель, развивать познавательный интерес к профессии, назначение профессии. Учитель должен много знать, чтобы дать знания другим, будущим врачам, программистам, банковским работникам…
Результат работы- май
Изготовление совместно детский сад- воспитанники - семья – школа альбома «Кто работает в школе?»
Этапы работы над блоком:
На первом этапе - создание проблемной ситуации в ходе экскурсии в школу - «Кто работает в школе?»
На втором этапе - изучение профессии учитель, изготовление итогового продукта - альбом о профессии учитель.
На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.
Четвёртый этап (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры «Школа».
Используемые образовательные технологии:
1. Технология проектной деятельности (Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: ноутбук, телевизор, а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат.
Методы и приемы используемые в реализации проекта:
Практические:
- создание РППС
- наблюдения, экскурсии
- изготовление итоговых продуктов - «альбомы»
- встречи с преподавателями разных учебных предметов
- встреча с воспитателем младшей группы
Словесные:
- беседы, наблюдения
- чтение художественной литературы
- дидактические, сюжетно-ролевые игры
Наглядные:
- презентации итоговых продуктов – «альбом»
- тематические презентации
- виртуальные экскурсии
- сбор фото и печатных информационных материалов
- рассматривание иллюстраций и сюжетных картин
- просмотр обучающих видеороликов, мультфильмов
Изучение особенностей профессии «педагог" будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
На заключительном этапе работы подводится итог реализации проекта путем сравнения первичной и итоговой диагностик по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых». Высокая эффективность проекта будет признана в том случае, если показатель сформированности представлений детей о профессии учитель, воспитатель достаточны и дети получат собственное представление о том, хотели бы они быть педагогом, воспитателем в будущем.
Итоговым продуктом заключительного этапа работы станет создание и презентация альбомов «Кем я хочу быть?» в совместной деятельности ребенка и его семьи.
Перспективы использования развития и проекта.
Данный проект может быть использован педагогической и родительской общественностью.
Содержание проекта может быть расширено на образовательное учреждение полностью.